Артикуляционная гимнастика

 

         МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Проводится артикуляционная гимнастика ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше её делать перед завтраком в течении 3 – 5 минут. Не следует предлагать детям более 2 – 3 упражнений.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определённая последовательность, надо идти от простых упражнений к более сложным. Проводятся упражнения эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и своё лицо. Из выполняемых упражнений, новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. Если детьми выполняется какое – то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а отрабатывается пройденный материал. Для закрепления придумываются новые игровые приёмы.

Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнения каждый ребёнок. Формирование артикуляционных движений осуществляется произвольно и осознанно: ребёнок учится производить их и контролировать правильность выполнения. Необходимые движения формируются по зрительному подражанию: педагог рассказывает о предстоящем упражнении; показывает его выполнение – правильную артикуляцию звука; объясняет, какие движения следует произвести, предлагает повторить. В результате нескольких проб, сопровождаемых зрительным контролем, ребёнок добивается нужной позы. При затруднениях педагог помогает ребёнку шпателем или зондом. Педагог следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объёмом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому необходим индивидуальный подход и даётся задание родителям отработать эти движения дома. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле.

Итак, при образовании различных звуков каждый орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Чёткого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, сами органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их координирована.

                        Артикуляционные упражнения

Название упражнения

Видео

«Лопатка» или «Блинчик»

https://yandex.ru/video/preview/?wiz_type=vital&filmId=6175790165012024317&text=артикуляционная+гимнастика+лопатка&path=wizard&parent-reqid=1597055632231208-412028677944640333400279-production-app-host-sas-web-yp-128&redircnt=1597055681.1

«Трубочка»

https://yandex.ru/video/preview?wiz_type=vital&filmId=14094288801533083789&text=артикуляционная%20гимнастика%20трубочка%20видео&path=wizard&parent-reqid=1597064122232196-1521045221129713783000280-production-app-host-sas-web-yp-134&redircnt=1597064176.1

«Парашютик»

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=17431742831734276038&text=артикуляционная+гимнастика+видео+парашютик

«Барабанщик»

https://yandex.ru/video/search?text=артикуляционная%20гимнастика%20барабанщик%20видео

«Пароход гудит»

https://yandex.ru/video/search?text=артикуляционная%20гимнастика%20«Пароход%20гудит»%20видео

«Гармошка»

https://yandex.ru/video/search?text=артикуляционная%20гимнастика%20«Гармошка»%20видео

«Мяч в ворота»

 

https://yandex.ru/video/search?text=артикуляционная%20гимнастика%20«Мяч%20в%20ворота»%20видео

«Лошадка»

https://yandex.ru/video/search?text=артикуляционная%20гимнастика%20«Лошадка»видео

«Поймаем мышку»

https://yandex.ru/video/search?text=артикуляционная%20гимнастика«Поймаем%20мышку»видео

«Орешки»

https://yandex.ru/video/search?text=артикуляционная%20гимнастика«Орешки»видео

«Часики»

https://yandex.ru/video/preview?wiz_type=vital&filmId=13979475617286984825&text=артикуляционная%20гимнастика%20часики&path=wizard&parent-reqid=1597549477557594-706478095354682542100286-production-app-host-vla-web-yp-90&redircnt=1597549485.1

«Индюк»

https://yandex.ru/video/search?text=артикуляционная+гимнастика+Индюки+болтают

«Слоник пьёт»

https://yandex.ru/video/search?text=артикуляционная%20гимнастика%20«Слоник%20пьёт»

«Вкусное варенье»

https://yandex.ru/video/search?text=артикуляционная%20гимнастика%20«Вкусное%20варенье»

«Качели»

https://yandex.ru/video/search?text=артикуляционная%20гимнастика%20«Качели»

«Шарик»

https://yandex.ru/video/search?text=артикуляционная%20гимнастика%20«Шарик»

«Маляр»

https://yandex.ru/video/search?text=артикуляционная%20гимнастика%20«Маляр»

«Грибочек»

https://yandex.ru/video/search?text=артикуляционная%20гимнастика%20«Грибочек»

«Киска»

https://yandex.ru/video/search?text=артикуляционная%20гимнастика%20«Киска»

«Чашечка»

https://yandex.ru/video/search?text=артикуляционная%20гимнастика%20«Чашечка»

«Дудочка»

https://yandex.ru/video/search?text=артикуляционная%20гимнастика%20«Дудочка»

«Заборчик»

(«лягушка»)

https://yandex.ru/video/search?text=артикуляционная%20гимнастика%20«Заборчик»

«Окошко»

https://yandex.ru/video/search?text=артикуляционная%20гимнастика«Окошко»

«Чистим зубки»

https://yandex.ru/video/search?text=артикуляционная%20гимнастика«Чистим%20зубки»

«Месим тесто»

https://yandex.ru/video/search?text=артикуляционная%20гимнастика«Месим%20тесто»

1.     Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков:

Правильная артикуляция  звуков «С», «З»:

- зубы в улыбке

- губы сближены

- кончик языка упирается в нижние зубы

- воздушная струя холодная, направлена посередине языка

- звук «С» произносится без голоса – глухой

- звук «З» произносится с голосом – звонкий

«Заборчик »

Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить  «И». Удерживать так под счет от 5 до 10.

«Трубочка»

Сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть  вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

Чередовать « Заборчик» - « Трубочка».

«Открыть – закрыть заборчик»

Улыбнуться, сделать «Заборчик». Открыть рот, язык лежит внизу «на полу», кончик языка упирается в нижние зубы. Закрыть рот. Повторить упражнение 5 – 10 раз.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

«Блинчик»

Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 10 до 15 секунд.

«Остудим блинчик»

Улыбнуться, сделав блинчик, подуть, произнося длительно звук «Ф», щеки не надувать.

«Почистим нижние зубки»

Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево - вправо, нижняя челюсть не двигается

( зубы можно чистить и снаружи и внутри).

«Горка»

Рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержать 15 секунд. Покусать спинку языка, затем скатиться зубами по языку вниз (прокатиться с горки).

«Трубочка» из языка.

2.     Комплекс артикуляционной гимнастики

 Цель: выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Как правило, упражнять ребёнка не обходимо лишь в тех движениях , которые нарушены, а так же в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука .

Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже представлен комплекс артикуляционной гимнастики для

группы свистящих звуков (С, З, Ц).

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

1.      Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.

2.      На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.

3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз.

4.      Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.

5.      Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.

6.      Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.

7.      Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.

Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме.

3.     Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков

Блинчик

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, пошлепывая язык губами, произносить звуки пя-пя-пя... (месим тесто). Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти — десяти. (жарим блинчик), Втягиваем распластанный язык за нижние зубы (убираем на тарелочку). Прикусываем язык (кушаем блинчик)

Указания.

1. Губы не растягивать в сильную улыбку.

2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

5. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

Вкусное варенье

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое оп принимает при произнесении звука ш.

Краткое описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Указания.  1.  Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).                                                                           

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

Индюк

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Краткое описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала произво¬дить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить го¬лос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Указания.                                                                                                                    

 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.                                                  

2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.        

3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Качели

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.                                                          

Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так, поочередно менять положение языка 4—б раз.

Указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Лошадка

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Указания.                                                                                                                    

1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.          

2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык                            

3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Грибок 

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку

Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)

Указания.                                                                                                                    

 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.                                        

2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно ни одна половина не должна опускаться.                                                                                 

 3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.  

Гармошка

Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Методические указания.                                                                                         

  1 Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.                          

   2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от 5 до 10.

Кто дальше загонит мяч?

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Краткое описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф,  сдуть  ватку  на  противоположный  край   стола.

Методические указания.                                                                                             

1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.                                     

 2. Нельзя надувать щеки.                                                                                            

 3. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Загнать мяч в ворота

Указания                                                                                                                    

 1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.                                                                                              

2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.  

Парус

Цель. Вырабатывать подъём языка

Указания . поднять широкий язык и зацепить за верхние зубы , удерживать в таком положении на счет от 1 до 5

Фокус

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Указания.                                                                                                                           

1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.                                            

  2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя.                                                 

3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.  

Чашка

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму  ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.      

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу. Поднимать и удерживать передний и боковые края языка вверху на счет от 1 до 5-10

Указания                                                                                                                      

  1. Следить, чтобы губы не помогали удерживать язык                                           

2. Кончик языка должен оставаться широким. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий