Консультация
для родителей дошкольников
по теме
«Звуковая культура речи детей дошкольного возраста»
Речь занимает чрезвычайно
важное место в развитии ребенка.
Она возникает и развивается
при наличии нескольких условий:
• нормальное созревание и функционирование
центральной нервной системы (ЦНС) – биологическая предпосылка
• наличие общения ребенка со взрослым –
социальная предпосылка. Важно чтобы взрослый был биологически близок – мать,
отец.
Родители бывают
необъективны в оценке речи своего ребенка, поощряют «сюсюканье»,
что абсолютно недопустимо. Важно не упустить момент, когда нужно серьезно
заняться постановкой или исправлением звуков.
У родителей часто
возникает вопрос: пора ли появиться звуку или еще рано?
Даже при нормальном речевом
развитии, ребенок не сразу овладевает нормальным звукопроизношением.
К 5 – 6 годам ребенок
должен овладеть правильным произношением всех звуков родного языка. Если
этого не произошло, мы не можем говорить о нормально развивающейся речи
ребенка. Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что
существуют причины, мешающие ребенку самостоятельно овладеть звуками.
Недостатки произношения требуют специальной логопедической помощи.
К 6-7 годам, а иногда и
раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи,
болезненно переживают их, становятся молчаливыми и застенчивыми. Они стесняются
говорить, избегают слов со звуками, которые произносят неправильно,
неохотно идут в детский сад, а затем и в школу. У них возникает чувство неполноценности.
Еще острее встает вопрос о
значении фонетически правильной речи с поступлением ребенка в школу,
где ребенку приходится широко пользоваться речью.
Каждый родитель
задаётся вопросом: «А правильно ли говорит мой ребёнок?». Чтобы
составить полное представление о речи ребёнка в целом, необходимо обратить
внимание на следующие параметры:
• понимание речи;
• оценка речи по звучанию (звукопроизношение);
• фонематический слух;
• связная речь;
• лексико-грамматический строй речи;
• темп речи
• состояние голоса.
Задача воспитателя и
логопеда – показать родителям индивидуальные особенности всех
сторон речи детей (словаря, грамматического
строя, звукопроизношения) и определить перспективный план
коррекционной работы. Для того, чтобы наладить занятия с ребенком и привлечь к
ним родителей, необходимо распределить весь учебный материал по
3 направлениям:
1. Коррекция произношения
2. Формирование словаря
3. Формирование
грамматических умений и навыков
Согласно этим направлениям
даются задания для домашнего выполнения. Не всем детям необходимо вести работу
по всем 3 направлениям. Это зависит от уровня развития речи, тяжести
нарушения и т. д. Внутри каждого направления в зависимости от особенностей
ребенка выделяются различные разделы:
1. Коррекция произношения
-Развитие мимики
-Развитие моторики
-Развитие артикуляционного
аппарата
-Постановка
нарушенного звука
- Автоматизация звука
- Дифференциация звуков
2. Формирование словаря
3. Формирование
грамматических умений и навыков· Связь слов в предложении (управление,согласование)·
Предложные конструкции (предложения простые и распространенные)·
Работа над рассказом, пересказом По всем указанным разделами направлениям
работа ведется одновременно. Не вовремя выявленное и нескорректированное ФФНР
при поступлении в 1 класс ведет к нарушению формирования чтения и письма.
В норме ребенок к 4 годам
должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть
сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени
заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит
совсем чисто. В настоящее время выявляется большое количество детей с
нарушениями произношения. Причин для этого может быть очень много.
У ребенка может быть
укорочена уздечка языка (подъязычная связка). При этом дефекте оказываются затрудненными движения
языка, так как слишком короткая уздечка не дает ему возможности высоко подниматься
(при верхних звуках). Иногда язык или слишком большой, едва умещающийся во рту
и от этого неповоротливый, или слишком маленький и узкий, что также затрудняет
правильную артикуляцию. Очень часто аномалии прикуса
сопровождаются нарушением звукопроизношения.
Одной из распространенных
причин нарушения звукопроизношения является неправильное воспитание речи ребенка
в семье. Иногда взрослые, подлаживаясь под речь ребенка, умиляясь его забавному
лепету, на протяжении длительного периода «сюсюкают» с малышом. В результате у него надолго
задерживается развитие правильного звукопроизношения.
Проблемы с произнесением
звуков могут возникнуть у ребенка и по подражанию. Как правило, вредным для
ребенка оказывается постоянное общение с малолетними детьми, у которых еще не
сформировалось правильное звукопроизношение. Нередко малыш подражает
искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи. Особый вред приносит детям
постоянное общение с людьми, у которых неясная, слишком торопливая, а иногда с
диалектными особенностями речь.
Плохо сказывается на речи
детей и двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках, ребенок часто
переносит особенности произношения одного языка на другой.
Часто причиной нарушения
различных сторон речи, в том числе и фонетической, у детей является так называемая
педагогическая запущенность, когда взрослые совершенно не обращают внимание на
звукопроизношение ребенка, не поправляют ошибки малыша, не дают ему образец
четкого и правильного произношения. Иначе говоря, речь ребенка не подвергается
необходимому планомерному воздействию взрослых, что тормозит нормальное
развитие произносительных навыков.
Дефекты звукопроизношения у
детей могут быть вызваны и недоразвитием фонематического слуха. При этом у
ребенка наблюдаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между
собой тонкими акустическими признаками, например звонких и глухих согласных,
мягких и твердых свистящих и шипящих. В результате таких затруднений развитие
правильного звукопроизношения надолго задерживается.
В то же время недостатки
звукопроизношения, особенно в тех случаях, когда они выражаются в замене звуков
или в смешении их в словах, могут в свою очередь затруднять формирование
фонематического слуха и в дальнейшем служить причиной общего недоразвития речи
и нарушений письма и чтения.
Нарушение произношения может
быть следствием недостаточной подвижности органов артикуляционного аппарата:
языка, губ, нижней челюсти.
Она может быть вызвана и
неумением ребенка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от
одного движения к другому.
Кроме того, неблагоприятное
течение беременности, родов, действие разнообразных
неблагоприятных факторов в раннем возрасте, в последствии также может
отразиться на речи детей.
Следует помнить, что дети с нарушениями слуха, зрения и интеллекта, как
правило, имеют те или иные нарушения речи.
Зная причины возникновения
речевых нарушений, владея сведениями о нормальном речевом развитии можно
сделать вывод, что профилактической работой должна начинаться как можно
раньше. Основными задачами для всех возрастных групп являются: развитие
артикуляционной и мелкой моторики, слухового внимания и памяти.
Для развития артикуляционной
аппарата существуют специальные упражнения, которые тренируют мышцы
щек, губ, языка и др. Упражнения подробно описаны в литературе, многие из них широко известны (при
необходимости логопед демонстрирует основные упражнения).
Чтобы сделать их более привлекательными можно подобрать картинки, стихи,
загадки и сказки. Упражнения обязательно подготовят речевой аппарат детей к
произнесению более сложных по артикуляции звуков.
Развитию точной артикуляции
помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и
таким образом следить за движениями губ, языка.
Что касается мелкой моторики,
то она развивается в ходе выполнения действий по самообслуживанию (застегиванию
и расстегиванию пуговиц), занятий лепкой и рисованием, также можно найти целые сборники
пальчиковых игр, специальные пособия (шнуровки) и многое другое.
Выполнение разнообразных
дыхательных упражнений поможет предупредить не только возникновение нарушения
произнесения отдельных звуков, но и избавит детей от частых простудных
заболеваний. К самым простым заданиям можно отнести дутье на снежинки,
листочки, а к более сложным - упражнения А. Н. Стрельниковой. Важно, чтобы
данные упражнения проводились в хорошо проветренном помещении в течении 3-5
минут.
У детей необходимо развивать
слуховое внимание и фонематическое восприятие. Точное слуховое восприятие звука
стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция в свою очередь
способствует лучшему фонематическому восприятию.
Ознакомление дошкольников со
звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с
каким-то конкретным образом (з — песенка комара, с — песенка водички, ж —
жужжание жука, пчелы, р— работа мотора самолета, автомобиля, ш — шипение
сердитого гуся и т. п.). Во второй младшей группе в играх уточняются
звуки а, у, и, о, э, м, п, б, ф, в; в средней
группе - н, г, д, к, г, х, ы, с, с', з, з', ц; в
старшей группе - щ, ж, ч, щ, л, л', р, р'; в
подготовительной группе учат выделять любой нужный звук из слова и определять
его место в слове (начало, середина, конец), затем приступают к дифференциации
звуков близких по звучанию и артикуляции. Большой эффект дает использование
шуток-чистоговорок. Дети с интересом слушают их, запоминают и повторяют («Са,
са, са — хитрая лиса»; «Ра, pa, ра — высокая гора»; «Ку, ку, ку — кукушка на
суку» и др.). Важно, чтобы в чистоговорки включались только правильно
произносимые звуки.
Не следует забывать (особенно
в младших группах) об играх по развитию слухового внимания на материале
неречевых звуков и звукоподражаний (игры типа «Солнышко и дождик», «На чем
играю?» , «Кто позвал?»).
Такая систематическая работа
не только позволяет развивать у детей правильное звукопроизношение, но, что
также очень важно, предупреждает возникновение речевой патологии.
Речевая готовность ребенка к
школе
Что такое речевая
готовность ребёнка к школе?
1. Сформированность
звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким
звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
2. Полная сформированность
фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы
(звуки) родного языка.
3. Готовность к
звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
4. Умение пользоваться
разными способами словообразования, правильно употреблять слова с
уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия
между словами; образовывать прилагательные от существительных.
5. Сформированность
грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью,
умение работать с предложением.
Наличие у первоклассников
даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет
к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Задача логопеда — устранить
речевые дефекты, развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на
котором он бы смог успешно обучаться в школе.
Программа обучения в
начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом
развитии, затруднено. Поэтому на логопедических занятиях не даются заданий
сверх программного материала, не перегружает первоклассников дополнительной
информацией. Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает
свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с
полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна.
Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.
Младшие школьники пишут
преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших
классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент
детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии
(нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).
Отклонения в развитии
устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и
правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных
специфических, орфографических и синтаксических ошибок.
Фонематические и
лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением
звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым
серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. Подобных
осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные
занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития.
Ни для кого не секрет, что
совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный
результат в коррекционной работе. Основная задача родителей — вовремя обратить
внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую
работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в
общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее
результат.
Что могут сделать родители,
чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
- Создать в семье условия,
благоприятные для общего и речевого развития детей;
- проводить
целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и
необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
- не ругать ребенка за
неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять
неправильное произношение;
- не заострять внимание на
запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный
настрой ребенка на занятия с педагогами.
Необходимо учитывать
важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной,
родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного
запаса детей.
Часто родители не уделяют
должного внимания исправлению звукопроизношения. Это связано с двумя причинами:
1) родители не слышат
недостатков речи своих детей;
2) не придают им серьезного
значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
Но время, благоприятное для
коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и
недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают
его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки.
Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он
неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за
неудовлетворительных оценок по русскому языку.
В такой ситуации
критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного
результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что
помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.
Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у
родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе
повседневного непосредственного общения.
Таким образом, благодаря совместной работе логопеда, воспитателей и родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения.
«Советы для родителей будущих первоклассников»
Цель: знакомство родителей с особенностью речевого развития и требованиями для будущих первоклассников.
Ход консультации
- Вводная беседа.
Поступление в школу важный, знаменательный момент. Естественным желанием каждого из Вас является то, чтобы ребенок был сначала успешным учеником, а затем смог найти свое место в жизни. Результат деятельности будущего первоклассника буквально соткан из следующих компонентов: стиля и подходов семейного воспитания, методов и приемов педагогов и индивидуальных возможностей Вашего ребенка. Безусловно, вы хотите помочь своему будущему школьнику преодолеть трудности в обучении, общении.
- Готовность ребенка к школьному обучению.
Готовность к школе охватывает в себя два компонента: интеллектуальная готовность и психологическая.
- интеллектуальная готовность
Это конкретные предметные умения: умение читать, писать, считать, эрудиция и т.п. Однако многое зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе. Объясню, что это такое.
- психологическая готовность
К школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать (и как быстро), а также считать (и до скольких). В первые месяцы обучения вдруг оказывается, что бойко читающие и хорошо считающие дети не проявляют интереса к учебе, нарушают на уроке дисциплину и как следствие - у них возникают конфликтные отношения с учителем.
Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или не успешность обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития:
- мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации;
- определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя;
- определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения;
- хорошее развитие фонематического слуха;
- элементарная самостоятельность в организации учебного пространства;
- понимание понятия «субординация» (без введения термина);
- развитие элементарных коммуникативных навыков.
- На что обратить внимание перед поступление в первый класс?
Обучение чтению и письму – важнейшая задача обучения в первом классе. Успешное овладение первоклассника этими навыками служит залогом эффективности всего дальнейшего обучения.
Первой и главнейшей предпосылкой овладения письмом, формируемой задолго до начала школьного обучения ребенка, является сформированность устной речи, произвольное владение ею, способность к речевому анализу и синтезу.
Дефектное произношение ребенком отдельных звуков или их групп, замена в устной речи одних звуков другими, искажение слоговой структуры слова, неправильное использование грамматических форм, бедность словаря должны привлечь внимание и послужить поводом для немедленного обращения к логопеду. Если нарушения устной речи не будут вовремя выявлены и исправлены, то это может в дальнейшем не только затруднить общение ребенка с окружающими, но и оказаться серьезным препятствием к овладению грамотой. Напоминаю, что уже к 6 годам ребенок должен правильно произносить все звуки.
Но отсутствие нарушений произношения – еще не гарантия того, что у ребенка достаточно хорошо сформирован фонематический слух (способность различать, распознавать звуки речи). Первоклассник должен уметь подбирать слова с определенным звуком, владеть навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания слогов типа: ба-па-па, та-да-та, кот-год-кот и т.п.
Для успешного обучения в школе, необходимо целенаправленно развивать пассивный и активный словари. Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: названия времен года, их признаки, названия месяцев, дней недели. Первоклассник доложен уметь обобщать («Назови одним словом»), классифицировать («Распредели на группы»), выделять лишнее.
Также следует обратить внимание на умение образовывать новое слово (дождь-дождик), изменять слово (стул - стулья), согласовывать части речи (голубое небо). Ребенок должен правильно использовать в своей речи предлоги.
Учите будущего школьника рассуждать, развернуто отвечать на вопросы, пересказывать текст, составлять рассказ по сюжетной картинке.
Если малыш уже владеет элементарными навыками чтения, следите, чтобы чтение было плавным, а понимание почитанного – достаточным.
Очень важно, чтобы у будущего школьника была достаточно развита мелкая моторика. Пусть ваш ребенок больше рисует, лепит, работает с ножницами, играет в мозаику, шьет и вышивает и т.п. Игры можно организовывать в любое время (на кухне с крупами, в ванной с прищепками т.д.).
Следует обратить внимание на развитие пространственных представлений: безошибочно определять правую и левую стороны; размещать картинки по заданию справа(слева), в правом нижнем углу, в левом верхнем углу листа бумаги и т.д.
И, конечно, самое главное при поступлении в первый класс – желание учиться, узнавать новое.
- Заключение.
Волнение родителей будущих первоклассников объяснимо. Всем нам хорошо известно, что успешное обучение в начальной школе – залог успешного обучения в старших классах. Начальная школа закладывает фундамент знаний, на основе которого «строится» дальнейшее обучение.
Желаю вам, уважаемые родители, запастись терпением, вспомнить себя, когда вы первый раз должны были пойти в школу. Помогите вашему ребенку сделать свой первый шаг в новую жизнь. Пусть школьная жизнь станет для вас и вашего ребенка самым радостным, самым светлым событием в жизни!
Литература
- Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2010 – 128 с.
- Косинова Е. Грамматическая тетрадь №1-4 для занятий с дошкольниками. – М.: Сфера, 2017. – 32 с.
- Куцина Е.В., Созонова Н.Н., Хрушкова Н.Г. Фонетические рассказы и сказки. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. В 3-х частях. – Ект.: Литур, 2016. – 32 с.
- Харченко Т. Учимся красиво говорить. Сборник развивающих заданий. – М.: Айрис-Пресс, 2013. – 16 с.
Что нужно знать родителям ребёнка-левши
Родители, у которых
леворукие дети, всегда должны помнить, что леворукость - это вариант нормы.
Ребёнку-левше требуется особенное внимание не
по той причине, что у него
главной является левая рука, а потому, что каждый ребёнок особенный и в своём
роде уникальный.
Советы семьям
маленьких левшей
Я предлагаю вам несколько
советов, которые помогут
облегчить жизнь ребёнка-левши.
1. Периодически напоминайте, левая или правая
рука.
Леворуким детям бывает сложно
запомнить, где рука левая, а где – правая. Если на запястье надеть
часики или браслет,
красную ниточку или что-нибудь
другое, вашему ребёнку станет легко
определять правую или левую руку.
2. Не нужно заострять внимание на том, что ребёнок
левша.
Не стоит постоянно напоминать ребёнку то, что он левша. Ваш леворукий
ребёнок не должен воспринимать
себя не таким, как остальные его
ровесники. Родителям нужно стараться вести себя ненавязчиво, помогая ребёнку
преодолевать трудности.
3. Научите своего ребёнка
пользоваться обеими руками.
С
раннего детства стоит
приучать леворукого малыша
работать двумя руками.
Это ни в коем случае не значит, что нужно менять ведущую роль левой
руки. Просто, развивая движения обеих рук, мы поможем ребёнку овладеть,
например, игре с мячом, игре на музыкальных инструментах и многому другому.
4. Не подгоняйте ребёнка-левшу.
Леворукий ребёнок зачастую бывает
медлительным. Не погоняйте, не упрекайте вашего левшу! Это бесполезно! Он всё
равно не сможет действовать быстрее. Он только
начнёт расстраиваться, суетиться, впадать в панику.
В итоге ребёнку
будет ещё сложнее
сконцентрироваться на определённом задании.
5 Трудности с письмом и чтением.
Ребенок-левша часто испытывает трудности при овладении навыком
письма. У маленьких левшей
иногда отмечается зеркальное написание букв, и даже слов. Проблемы могут быть
также при списывании текста.
Иногда бывает такое, что ребёнок-левша начинает
читать предложение не с самого начала.
Чтобы предупредить появление таких сложностей у вашего ребёнка, необходимо обращать внимание на отработку навыка чтения и письма слева направо. С этой целью полезно использовать расположенные с левой стороны (в начале текста или упражнения) стикеры, скрепки, магнитные закладки.
Опубликован 14. 09. 22г.
Памятка для родителей
«Мимическая гимнастика для детей»
С целью развития лицевых мышц рекомендуется имитация мимических движений с использованием картинок.
1. Высоко поднять брови
– «Мы умеем удивляться».
2. Нахмурить брови (следить, чтобы губы не участвовали в движении) – «Мы умеем сердиться».
3. Широко раскрыть глаза – «Мы испугались».
4. Улыбнуться одними губами так, чтобы зубы не были видны (следить, чтобы глаза не улыбались).
5. Улыбнуться одним углом рта, стараться, чтобы уголок губ «смотрел» на ухо.
6. Улыбнуться другим углом.
7. Повторить движения поочерёдно.
8. Закрыть один глаз, затем другой.
Поочерёдно закрывать глаза – «Мы подмигиваем».
9. Сильно надуть щёки, выпустить воздух. Поочерёдно надувать
щёки, перегоняя воздух
из одной щеки в другую.
10. Сомкнутые губы вытянуть вперёд в «трубочку», затем улыбнуться как в
упражнении 4. Чередовать эти движения.
11. Открывать и закрывать
рот. Удерживать открытый
рот под счёт 1 – 5.
12.
«Пила»: положить
руку на подбородок, движения нижней челюсти вправо,
влево. Следить, чтобы при этом не поворачивалась голова.
13. Двигать нижней челюстью
вперёд – назад,
вверх – вниз.
14. Раздувать ноздри
– «Мы нюхаем».
15. Сузить глаза.
16. Поднимать верхние губы на улыбке,
сморщивая нос (презрение).
17. Оттягивать нижнюю губу вниз (отвращение).
Опубликован 05. 09. 22г.
Когда логопед
направляет ребёнка к неврологу
Многие родители бывают удивлены и даже
напуганы, когда им предлагают показать ребенка неврологу. Согласна, что такие
опасения вполне обоснованы. В этой статье мне хотелось бы рассказать, каким
образом логопедия связана с неврологией и что может дать визит к неврологу.
Всем известно, что логопедия связана с
медициной, и о том, что механизм возникновения некоторых дефектов речи связан с
нарушением и особенностями нервной системы. Поэтому участие детского невролога
в процессе диагностики и коррекции речевых недостатков необходимо.
Расстройства речи, при которых необходима консультация невролога:
• Дизартрия.
• Алалия.
• Афазия
Причины, по которым следует проконсультироваться у невролога:
1. Чтобы не упустить драгоценное время.
Часто родители, затрачивая много сил, времени и средств, водят детей на различные развивающие занятия, а проблема не решается. Это означает, что ребенок нуждается в комплексной помощи, состоящей из логопедической коррекции и обязательного соблюдения рекомендаций детского невролога.
2. Чтобы выяснить причины.
Иногда родители беспокоятся только по
поводу проблем с речью у ребенка, а других тревожных признаков просто не
замечают. Родители обращаются к логопеду, а опытный логопед замечает, что
проблема лежит значительно глубже, и направляет ребѐнка на консультацию к врачу- неврологу. Это связано с тем,
что только специалист- невролог может провести необходимое обследование,
позволяющее выявить причину тревожных симптомов. Как мы уже говорили, речевые
нарушения могут быть обусловлены органическими нарушениями нервной системы.
Причины этого могут быть различные: токсикозы или инфекции во время
беременности, асфиксии, травмы и другие.
3. Для достижения результата.
Иногда занятия с логопедом долго не
позволяют достичь желаемого результата. Такая ситуация складывается, когда
нарушение речи носит органический характер. В подобных случаях необходимо
участие невролога.
При выявлении органической патологии
доктор назначит лечение. Это не обязательно будет медикаментозное лечение,
часто назначения доктора ограничиваются ЛФК, массажем или физиотерапевтическими
процедурами. Такие назначения помогут сделать логопедическую коррекцию
эффективней.
Лучше будет, если вы выберете одного
специалиста-невролога и будете консультироваться только у него, ведь только так
можно объективно оценить ситуацию и проследить динамику.
Помните, что некоторые нарушения речи
не являются самостоятельными нарушениями, а являются признаками нарушения
нервной системы. В таких ситуациях обратиться к неврологу необходимо. Опыт
работы показывает, что вовремя начатая совместная работа невролога и логопеда
дает положительные результаты.
Материал с сайта - https://infourok.ru
Опубликован 19. 08. 22г.
Речь родителей – образец для ребёнка
Любой
родитель хочет видеть своего ребенка успешным и уверенным в себе. Немаловажную
роль для достижения этой цели играет красивая, правильная речь. Не имеет
значения, кем в будущем станет ваш ребенок. Четкая, грамотная речь пригодится в
любой сфере деятельности.
Очень
большое значение для развития речи ребенка имеет речевая среда, в которой он
растет. Ребенок подражает речи взрослых, с которыми он чаще всего общается. По этой причине родители, бабушки и
дедушки должны постараться, чтобы их речь была образцом для малыша. Ведь ребенок
изначально не знает, как нужно правильно говорить. Он обращает внимание на
взрослых, прислушивается к их речи, старается копировать ее, постепенно
приближаясь к образцу.
Хотелось
бы рассказать родителям о некоторых ошибках, которые допускают некоторые из них, общаясь с малышами.
•
Есть такие
родители-«молчуны», которые из-за своих индивидуальных особенностей совсем мало
разговаривают между собой, почти не общаются с другими людьми. Как следствие, речь детей в таких семьях
запаздывает в своем развитии, поскольку у ребенка есть возможность подражать
только молчанию. Вот малыш и молчит. Молчать в таких условиях будет даже ребенок
с нормально развитым речевым аппаратом. Ну, а если у ребенка имеются
какие-нибудь нарушения в центральном или периферическом отделах речевого
аппарата, то ему будет очень сложно
начать говорить.
Из этого нужно сделать вывод, что с ребенком и в его присутствии нужно разговаривать обязательно. С самых первых дней его жизни необходимо разговаривать с ребенком. Речь должна быть эмоциональной, ласковой, сопровождаться улыбкой. Эмоциональный контакт с малышом способствует его полноценному развитию.
•
Часто мы
наблюдаем родителей, которые, не имея речевых недостатков, говорят быстро,
невыразительно, нечетко проговаривают окончания. Таким же образом они
разговаривают с малышом, отвечают на заданные ребенком вопросы.
В этой ситуации ребенок также
лишен полноценного образца
для подражания. Это также
может привести его к возникновению речевых проблем.
Чтобы малыш не перенял от вас подобную манеру речи, старайтесь в его присутствии говорить неторопливо, четко проговаривая окончания слов.
•
Иногда случается,
что детей дошкольного возраста (а это период активного речевого развития)
«отправляют» в деревню к бабушке. Как правило, бабушки больше обращают внимание
на физическое здоровье детей, а их речевому развитию не уделяют достаточного внимания.
В таких случаях речь ребенка к моменту поступления в школу часто оказывается недостаточно развитой.
• Довольно часто взрослые, умиляясь и подражая детской речи, начинают «сюсюкать» с детьми, т.е. воспроизводят все недочеты детской речи. Это также является одним из видов неблагоприятного воздействия на речь ребенка.
Последствия такого поведения со стороны взрослых будут негативными: у малыша будет отсутствовать стимул для совершенствования своей речи.
Хотелось
бы донести до родителей, насколько важно правильно разговаривать с малышом.
Ведь из-за того, что ребенок находится в условиях неблагоприятной речевой среды, дефекты речи могут появиться даже у детей с нормально развитым речевым аппаратом. Если у ребенка есть какие-нибудь отклонения в речевом аппарате, то последствия могут быть очень серьезными.
Дорогие
родители! У вас есть одно очень важное преимущество по сравнению с самым
квалифицированным специалистом-логопедом: вы находитесь рядом с малышом на протяжении продолжительного времени. В
процессе повседневного общения вы можете много сделать для развития речи
малыша: почитать сказку, попеть песенки, поиграть в игры и просто поговорить с
ним. Не забывайте о своих возможностях, и у вашего ребенка все будет хорошо.
Материал с сайта - https://infourok.ru
Опубликовано 15.08.22г.
Читаем книги – развиваем
речь
В последние годы популярность чтения
заметно снизилась. Результаты различных исследований говорят о том, что даже дошкольники
предпочитают книге просмотр мультфильмов по телевизору или компьютерные игры.
Это является одной из причин недостаточного развития речи у детей.
Ведь книги учат размышлять,
анализировать, сопереживать. Благодаря чтению книг у детей развивается воображение, пополняется словарный
запас, совершенствуется
грамматический строй речи.
Подбирать книги необходимо в соответствии с возрастом ребенка.
В детской книжке обязательно должны быть яркие,
красочные иллюстрации. После прочтения
нужно обсудить произведение с ребенком, задать ему вопросы
по тексту, совместно
охарактеризовать главных героев.
Почему так важно читать
малышам книги?
1. Вы показываете
свою любовь к ребенку.
Читая
ребенку детские книжки,
вы не просто занимаетесь с ним, вы, в первую очередь, показываете свою любовь к
малышу.
Каких-нибудь 15-20 минут эмоционального чтения могут дать очень много
для развития ребенка.
В это время ребенок не просто слушает сказку, он слышит родной голос и чувствует родительскую заботу. И никакой мультфильм или аудиозапись не даст больше пользы, чем прочитанная родителем сказка или рассказ.
2. Вы учите малыша жизни.
Сказки помогают ребенку понять, что хорошо, а что плохо. Слушая сказки, ребенок переживает, учится положительным качествам, накапливает свой жизненный опыт
3. Развиваете речь и
память.
Чтение детских книг расширяет словарный
запас ребенка, помогают правильно строить диалоги, развивают связную речь, учит последовательно и логично строить
фразу, способствуют формированию эмоциональной, выразительной речи.
Во многих сказках
есть повторы, например,
«Катится-катится Колобок, а навстречу
ему...» Такие повторы развивают память ребенка.
Часто малыши просят прочитать
понравившуюся сказку несколько раз.
Читайте столько раз, сколько
он просит. Во время одного из таких повторных прочтений
можно остановиться на каком-то моменте и попросить ребенка продолжить.
Также
большую пользу даст чтение стихов.
Читая стихи, вы развиваете у ребенка чувство ритма. Можно также потренировать память, попросив ребенка продолжить.
Как заинтересовать ребенка чтением?
·
Читайте вслух малышу не меньше 15 минут в день.
·
Перед тем, как начать
читать, уберите все предметы, которые
могут отвлекать малыша.
·
Если вы заметили, что ребенок устал
слушать, сделайте перерыв,
проведите физкультминутку.
·
В процессе
чтения объясняйте значение
непонятных слов, рассматривайте картинки в книжке.
·
После прочтения побеседуйте с малышом
о том, что интересного он узнал, что ему понравилось.
·
Предложите ребенку
вместе нарисовать картинку
к понравившемуся фрагменту из произведения.
Материал с сайта - https://infourok.ru
Опубликовано 12.08.22г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий