Значение «Пальчиковой гимнастики» в развитии детей дошкольного возраста
В жизни существует недолгий, но
увлекательный период, когда детский мозг способен на предельное формирование и
обучение – это дошкольный возраст. И этот период называют «нежным возрастом».
Поэтому нужно быть предельно осторожным и деликатным в вопросе развития
ребенка. Обратите внимание, с какой радостью и внимание ребёнок усваивает ЛЮБУЮ
информацию, приобретает ЛЮБЫЕ навыки без дополнительной мотивации с лёгкостью и
азартом.
Высказывания
известных людей.
1. «Ум ребёнка
находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский.
2. «Рука – это
инструмент всех инструментов». Аристотель.
3. «Рука – это
своего рода внешний мозг». Кант.
4. Жан-Жак Руссо в
своём романе о воспитании «Эмиль» о потребностях маленького ребёнка написал
так: «…он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешать ему это для него
необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость,
тяжесть, размер, форму предметов. О свойствах, окружающих его, вещей ребёнок
узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…»
«Пальчиковая гимнастика»- это весёлое,
увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка,
стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения
помогают убрать не только напряжение самих рук, но и ослабить мышцы всего тела.
Они способны улучшить произношения многих звуков, чем лучше работаю пальцы и
вся кисть в целом, тем ЛУЧШЕ РЕБЁНОКГОВОРИТ! Почему же это так?
Выполнение упражнений, ритмических движений пальцами, индуктивно приводит к возбуждению в речевых
центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых
зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Нервные окончания,
отвечающие за работу руки человека, имеют самое большое « представительство» в
коре головного мозга ( в особенности её большой палец). Мало того они
находятся рядом с органами речи и слуха
и имеют самую тесную взаимосвязь. И
именно поэтому словесная речь ребёнка начинается тогда, когда движения его
пальчиков достигают достаточной точности. Ручки как бы подготавливают почву для
последующего развития речи.
В итоге целью «пальчиковой
гимнастики» становится развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и
синхронизации их работы. В правом полушарии возникают различные образы
предметов, явлений, а левом находят своё словесное выражение, чем крепче эта
взаимосвязь, тем активнее мыслительные процессы, точнее внимание, мышление.
«Пальчиковая гимнастика » - это
великолепный, универсальный дидактический материал для многих видов
деятельности , особенно для занятий по развитию речи.
«Пальчиковые игры» - хороший помощник
подготовить детскую руку обучению в школе, письму. Для того чтобы параллельно развивалась речь,
можно использовать различные, небольшие стишки, считалки, песенки. Переложить
текс на соответствующие движения, сначала простые, несложные, а за тем
постепенно усложнять. Ребёнок разовьёт внимательность, сосредоточенность,
положительные эмоции между взрослым и ребёнком.
Что же происходит, когда ребёнок
занимается «пальчиковой гимнастикой»?
Развитие речи.
«Пальчиковая гимнастика» создаёт не
только благоприятный фон и развивает умение подражать взрослому, но и учит
вслушиваться и понимать смысл речи, повышает речевую активность ребёнка.
Речь, сопровождаемая подвижными
образами, более выразительная и доступна пониманию малыша. Стихотворная форма
подача материала имеет соответствующий ритм, который помогает координировать
речь и движения. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их
короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной,
яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
Первое время ребёнок повторяет только движения, но на подсознательном уровне происходит пополнение его словарного запаса, появляются навыки построения предложения, употребления различных грамматических форм. Позже ребёнок будет сам стремиться озвучить свои действия.
Память
Играя, пальчиками, ребёнок развивает память, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. Малыш легче и разучивает и запоминает потешку, стихотворение, сказку уже после нескольких прочтений. Текст, подкреплённый действием, запоминается очень быстро и надолго, в несколько раз быстрее, чем при обычном прочтении. Ребёнок довольно быстро начинает связывать в сознании зрительные образы с соответствующим текстом.
Подготовка руки к письму.
В результате освоения всех
упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость,
а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Сильные, умелые, ловкие
пальчики малыша – это залог его будущих успехов в письме. Рисовании, рукоделии,
конструировании т.д. Ручки ребёнка ещё не слишком скоординированы, а умственное
развитие малыша опережает его графические навыки.
Внимание.
Важнейшим способом обучения и развития ребёнка дошкольного возраста является подражание. Наши дети подражают всему, что видят, хорошему и плохому, просто потому, что подражание является их врождённой способностью и ведущим видом деятельности. Но подражание не у всех детей развито одинаково. Это зависит от умения удерживать внимание. «Пальчиковая гимнастика» - это хороший способ развить внимание, научить концентрировать и правильно распределять его.
Воображение.
Поначалу детский взгляд притягивает движение. Пальчики создают некие формы, которые благодаря речи складываются в образы. Иногда нет нужды изображать на пальцах глазки и носики, их дорисует воображение ребёнка. Невероятная фантазия малыша начинает активно работать, и вместо простых пальчиков появляется целая галерея образов. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
Артистизм.
Как правило, эмоциональная речь подкрепляется жестами, а они, в свою очередь, добавляют выразительности словам. Дети прошедшие «школу пальчиковой игры», легче овладевают динамикой жестов, более раскованы и коммуникабельны.
Первые математические понятия.
«Пальчиковая гимнастика» - это замечательный материал для формирования элементарных математических представлений (ФЭМП), начиная от счёта и заканчивая такими категориями: вправо- влево, выше – ниже, дальше - ближе, длиннее-короче, больше – меньше, день - ночь и т.д. Эти понятия подкреплены сюжетом и жестами. Поэтому они наглядны и доступны малышу.
Правила речевого поведения.
1)много и
правильно говорить самому;
2)следить за
темпом речи (речь должна быть неторопливой, размеренной, доступной малышу);
3)выслушивать
ребёнка, не отворачиваясь от него, смотреть ему в глаза. Проявлять
заинтересованность;
4)не прерывать
ребёнка («хватит, я всё поняла!»);
5)не использовать
жаргонную лексику!
Нужно помочь детям
легче и комфортнее освоиться в жизненном пространстве, просто играть с
ребёнком!
Рекомендации по
проведению «пальчиковой гимнастики»:
1. Перед игрой
необходимо обсудить с ребёнком её содержание, сразу при этом отрабатывается
необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это позволит не только
приготовить детей к правильному выполнению упражнения, но и создаст
положительный эмоциональный настрой.
2. Желательно
взрослому знать текст.
3. Перед началом
упражнения дети разогревают ладошки поглаживанием до приятного ощущения тепла.
4. Все упражнения
выполняются в медленном темпе, сначала одной рукой (если не предусмотрено
участие обеих рук), затем другой, а потом двумя руками одновременно.
5. Демонстрируйте
собственную увлечённость игрой.
6. Необходимо
вовлекать, по возможности, все пальцы рук.
7. Следите, чтобы
ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и
правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите
ребёнку или научите его помогать себе другой рукой.
8. Нужно
добиваться, чтобы упражнения выполнялись легко, приносили ребёнку радость, без
чрезмерного напряжения рук.
9. Каждое
упражнение имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение
дня 2—3 раза.
10. Любые
упражнение будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь
ежедневно около 5 минут.
11. Не ставьте
перед ребёнком несколько сложных задач сразу, объём внимания ограничен,
невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
12. Выбрав 2-3
упражнения, постепенно заменяйте новыми.
13. При повторных
проведениях игры дети нередко начинают частично произносить текст (особенно
начало или конец фраз). Постепенно заучивая текст наизусть, произносят целиком,
правильно соотнося слова с движениями.
14. Для лучшего
усвоения к игре можно подобрать соответствующую иллюстрацию. Создаётся
зрительный образ. Сначала покажите ребёнку цветной рисунок и объясните, как
должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадёт. Вы
показываете ребёнку, называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение
кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.
15. Большое
значение отводится «пальчиковой гимнастики» в музыкальном сопровождении. Она
дарит много положительных эмоций и очень нравится детям.
16. Распределите игры по мере сложности.
Все игры лучше
распределить на три группы.
1 группа. Упражнение для
кистей рук:
-развивают
подражательную способность, достаточно просты, не требую тонких
дифференцированных движений;
-учат напрягать и
расслаблять мышцы;
-развивают умение
сохранять положение пальцев некоторое время;
-учат переключаться с одного движения на другое.
Например: «Шарик».
Исходное
положение. Пальчики обеих рук собраны «Щепотью» и соприкасаются кончиками.
«Надуваем шарик»:
придаем пальцам такое положение, какое бывает, когда руки держат мяч или шарик.
«Шарик лопнул»:
пальцы возвращаются в исходное положение.
Я надул упругий
шарик,
Укусил его
комарик.
Лопнул шарик – не
беда,
Новый шар надую я.
2 группа. Упражнение для
пальцев условно статическое.
-совершенствует
полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных
движений.
Например:
«Очки».
Исходное
положение. Сделать двумя руками колечки. Поднести к глазам имитируя очки.
Вот колечки –
посмотри!
Превращаются в
очки!
-развивают точную
координацию движений;
-учат сгибать и
разгибать пальцы рук;
-учат
противопоставлять большой палец остальным.
Например: « Цветы».
Движения пальцев
иллюстрируют стихотворные строки.
Исходное
положение. Кисти рук поставить вертикально и соединить. Округлённые ладони с
раздвинутыми пальцами отвести в стороны.
Утром алые цветки
Раскрывают
лепестки.
Двигают ладонями,
сложенными «цветком», вправо – влево, одновременно шевеля пальцами.
Ветерок подует-
Цветики волнует.
Постепенно смыкают
пальцы, выполняя упражнение БУТОН. Покачивают «бутонами» вперед- назад.
А под вечер все
цветки
Закрывают
лепестки,
Головой качают,
Тихо засыпают.
Подкладывают сложенные вместе ладони под щёку.
Когда многие движения будут хорошо знакомы
ребёнку, то можно выполнять следующие игровые задания:
1. Запоминать и
повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и
заканчивая тремя, четырьмя и больше.
2. «Рассказывать
руками» маленькие истории, сказки, стихи, потешки. Сначала вы сами придумываете
рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю ребёнку.
3. Конечно, лучше
и легче использовать иллюстрации со схемой движений рук (сейчас огромное
количество замечательных книг). Сначала ребёнок запоминает движения с помощью
картинки, потом повторят их без иллюстрации.
4. Более сложное задание разложить на столе несколько карточек и попросить придумать новую историю, используя картинки. Затем историю рассказать с помощью рук.
Желаю большой и
увлекательной игры с вашим ребёнком!
Картотека
Пальчиковая гимнастика для детей 6-7 лет
В течение дошкольного детства ребёнок
практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда
его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая
моторика рук. Для развития мелкой моторики существует направление - пальчиковая
гимнастика. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее
воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает
функциональную активность головного мозга. Пальчиковые игры или гимнастика не
только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка.
Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой
моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме.
Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики
дошкольников. Развитие тонких движений пальцев рук.
Задачи:
1.Развивать мелкую мускулатуру пальцев
руки, точную координацию движений.
2.Совершенствовать зрительно–двигательную
координацию и ориентировку в микропространстве.
3.Совершенствовать умение детей учитывать
сенсорные свойства предметов в различных видах
деятельности:
пальчиковые игры с предметами, изобразительной, конструктивной.
4.Совершенствовать умение подражать
взрослому, понимать смысл речи.
5.Совершенствовать произвольное внимание,
зрительную память, аналитическое восприятие речи.
№ |
Пальчиковая гимнастика |
Методические указания |
1 |
«Налим» Жил в реке один налим, Два ерша дружили с ним. Прилетали к ним три утки По четыре раза в сутки, И учили их считать Раз, два, три, четыре, пять. |
Медленные движения соединенными ладонями,
имитирующие плавание. Движения ладонями с двух сторон. Взмахи ладонями. Согнуть кулачки. Разгибать пальчики из кулачков, начиная с больших. |
2 |
«Дудочка» Ой, ду-ду, ой, ду-ду, Потерял пастух дуду. А я дудочку нашла, Пастушку я отдала. - Ну-ка, милый пастушок, Ты спеши-ка на лужок, Там Буренка лежит, На теляток глядит, А домой не идет, Молочка не несет. Надо кашу варить, Сашу кашей кормить. |
Ладони сложены колечком на некотором
расстоянии друг от друга. «Колечко» одной руки поднесено ко рту, дети
крутят ладонями, как будто играют на дудочке. Наклон вперед за воображаемой дудочкой. Протянуть руки вперед, как бы отдавая
дудочку. «Идти» пальцем по столу. Показывая «рожки» из пальчиков. Ладони открыть и закрыть, изображая глаза. Отталкивающие движения двумя ладонями. «Варят» кашу указательным пальцем. Подносят ко рту воображаемую ложку. |
3 |
«Дай молочка, Буренушка!» Дай молочка, Буренушка, Хоть капельку на донышке. Ждут меня котятки, Малые ребятки, Дай им сливок ложечку, Творогу немножечко, Масла, простоквашки, Молочка для кашки. Всем дает здоровье Молоко коровье. |
Имитировать, как доят корову. Ладошки складываются в щепотку, как бы
открывается рот. Разгибают пальцы из кулаков на обеих руках. Опять показывают, как доят коров. Показывают поднятые вверх большие пальцы. |
4 |
«Козлик» Вышел козлик из дверей, Выгнул шею: «Дай хлеба скорей!» «Дай пирожок!» Протянул копытце: «Дай воды напиться!» |
Левая рука изображает козлика: средний и
безымянный пальцы согнуты, снизу их прижимает большой, мизинец и указательный
палец выпрямлены, такое положение сохраняется всю игру. Правая рука сжимается в кулак, сгибается в
запястье, выставить рога. Правая рука сжата в кулак, средний палец
выпрямлен. Правая рука складывается лодочкой. |
5 |
«Перчатки и мышата» Шустрая мышка Перчатку нашла. Гнездо в ней устроив, Мышат позвала, Им корочку хлеба Дала покусать, Погладила всех И отправила спать. |
Раскрыть ладошки, пальцы растопырены,
поворачивать руки то ладонью, то тыльной стороной вверх. Сложить ладони «ковшиком». Сгибать и разгибать пальцы, имитируя зовущий
жест. Кончиком большого пальца поочередно постучать
по кончикам остальных пальцев. Большим пальцем гладить остальные пальцы
скользящим движением от мизинца к указательному. Ладони прижать друг к другу, положить их под щеку. |
6 |
«Жирафы и слоны» У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде: На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носах. У слонов есть складки, складки, складки,
складочки везде. У слонов есть складки, складки, складки,
складочки везде: На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носах. |
Ребенок хлопает ладошками по всему телу. Обоими указательными пальцами ребенок
дотрагивается до соответствующих частей тела. Ребенок аккуратно щипает себя, как бы собирая
складки. Обоими указательными пальцами ребенок дотрагивается до соответствующих
частей тела. |
7 |
«Бабушкин кисель» Бабушка кисель варила На горушечке Для Андрюшечки. Вдруг летел соколок Через бабушкин порог. Вдруг он крыльями забил, Бабушкин кисель разлил. Вот и нету киселька для Андрюшечки. |
Правая рука «помешивает кисель». Кончики пальцев правой и левой руки
соединяются в горку, руки расходятся под углом. Ладонь правой руки ложится на грудь. Ладони рук скрещиваются, большие пальцы рук
зацепляются друг за друга. Скрещенными ладонями помахивают, словно крыльями. |
8 |
«Зайки-побегайки» По лесной лужайке Разбежались зайки. Вот какие зайки, Зайки-побегайки, Сели зайчики в кружок, Роют лапкой корешок. Вот какие зайки, Зайки-побегайки. |
Круговые движения пальцами рук, ладони при
этом смотрят вниз. Ребенок «бежит» по столу указательным и
средним пальцами обеих рук. Руки перед грудью (лапки зайца). Руки на голове (уши зайца). Нарисовать в воздухе круг обеими ладонями. Ладони вниз, сгибать и разгибать пальчики. |
9 |
«Веселая старушка» У веселенькой старушки Жили в маленькой избушке Десять сыновей. Все без бровей Вот с такими ушами, Вот с такими носами, Вот с такими усами, Вот с такой головой, Вот с такой бородой! Они не пили, не ели, На старушку все глядели, И все делали вот так… |
Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука
сверху. Сложить руки углом и показать избушку. Показать десять пальцев. Очертить брови пальцами. Растопыренные ладони поднесены к ушам. Показать длинный нос двумя растопыренными
пальцами. Очертить пальцами длинные «гусарские» усы. Очертить большой круг вокруг головы. Показать руками большую бороду. Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой –
«ложку». Держа руки у глаз, похлопать пальцами, словно
ресницами. Ребенок показывает любые загаданные им действия. |
10 |
«Как мы маме помогали» Раз, два, три, четыре, Мы посуду маме мыли: Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. Мы посуду маме мыли, Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Носик чайника отбился, Ложку мы чуть-чуть сломали. Вот как маме помогали! |
Ребенок сжимает и разжимает кулачки. Потереть одной ладошкой о другую. Ребенок загибает пальчики, начиная с
большого. Потереть одной ладошкой о другую. Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца. Ребенок сжимает и разжимает кулачки. |
11 |
«Юля и варежка» Юля варежку надела: «Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, В домик свой он не попал». Юля варежку сняла: «Посмотрите, я нашла! Ищешь, ищешь – не найдешь, Здравствуй, пальчик, как живешь?» |
Ребенок сжимает пальчики в кулак. Ребенок разжимает все пальчики, кроме
большого. Ребенок разгибает большой палец. Ребенок сжимает все пальчики в кулачок. |
12 |
«Улей» - Это что за чудо-дом? Чудо дом-кубышка? - Кто живет там? Мышка? - Что вы, что вы! - Нет, нет, нет! Живут в доме только пчелы! Пчелы там летают, Детей своих считают: Один, два, три, четыре, пять. Мы не будем им мешать. Пчелки мед соберут… И (имя ребенка) принесут. |
Ребенок сжимает кулачки и делает удивленное
выражение лица. Ребенок с интересом рассматривает свой
кулачок. Возмущенно машет руками. Ребенок трясет кулачком, подносит его к уху и
имитирует жужжание пчел. Ребенок скрещивает ладони у запястья и машет
обеими кистями, как крыльями, жужжит. Ребенок снова сжимает кулачки. Ребенок разгибает пальчики на двух руках
одновременно, начиная с мизинца. Ребенок заводит обе руки за спину. Ребенок указательным пальцем левой руки проводит по каждому пальчику
правой руки от основания до кончика. |
13 |
«Пять рыбок» Пять маленьких рыбок играли в реке, Лежало большое бревно на песке. И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!» А третья сказала: «Мне хочется спать!» Четвертая стала чуть-чуть замерзать, А пятая крикнула: «Здесь крокодил! Плывите скорее, чтоб не проглотил!» |
Ладони сомкнуты и чуть округлены. Ребенок
выполняет волнообразные движения в воздухе. Ладони прижаты друг к другу, ребенок
переворачивает ладошки с боку на бок. Ладони ребенка сомкнуты и чуть округлены, он
выполняет ими волнообразные движения. Ребенок качает сомкнутыми ладонями из стороны
в сторону. Ребенок поворачивает ладони на тыльную
сторону одной из рук – рыбка спит. Ребенок быстро качает ладонями, имитируя
дрожь. Запястья ребенка соединены, ладони
раскрываются и соединяются – рот. Ребенок выполняет быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями –
рыбки уплывают. |
14 |
«Десять котят» У Мурочки нашей есть десять котят, Сейчас все котята по парам стоят: Два толстых, два ловких, Два длинных, два хитрых, Два маленьких самых И самых красивых. |
Ребенок складывает ладошки, пальцы прижимает
друг к другу. Локти должны опираться на стол. Ребенок покачивает из стороны в сторону, не
разъединяя пальцев. Ребенок постукивает соответствующими пальцами друг о другу – от
большого к мизинцу. |
15 |
«Осень» Раз, два, три, четыре, пять, Будем листья собирать, Листья березы, листья рябины, Листья у тополя И у осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет соберем. |
Ребенок по очереди загибает пальчики, начиная
с большого. Ребенок сжимает и разжимает кулачки. Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца. |
16 |
«Мышка и часы» Мышь полезла как-то раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: «Бом!» Мышь скатилась кувырком, Мышь полезла второй раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: «Бом, бом!» Мышь скатилась кувырком. Мышь полезла в третий раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!» Мышь скатилась кувырком. |
Ребенок сидит на полу на коленях и пальчиками
«Бежит» от пола по телу до макушки. Ребенок хлопает в ладоши над головой. Ребенок «скатывает» руки на пол. Ребенок хлопает в ладоши над головой два
раза. Ребенок «скатывает» руки на пол. Ребенок «скатывает» руки на пол. |
17 |
«Гном» Жил да был веселый гном С огромными ушами. Он на сахарной горе Спал под воротами. Вдруг, откуда ни возьмись, Великан подкрался, Скушать гору захотел, Но только подавился! Ну а что ж веселый гном? Гном все спит глубоким сном! |
Ребенок поднимает руки над головой и
изображает колпачок гнома. Ребенок описывает руками большие круги вокруг
ушей. Ребенок ставит локти на стол, руки прямо,
ладони ребенок складывает так, чтобы получился треугольник. Ребенок пальцами изображает ворота. Ребенок поднимает руки высоко над головой. Ребенок громко смеется, держась за живот! Ребенок изображает спящего гнома. |
18 |
«Белки-непоседы» Раз, два, три, четыре, пять, Пришли к нам белки поиграть. Одна куда-то ускакала, Четыре белочки осталось, А теперь скорей смотри: Их уже осталось три. Ну и ну, какая жалость, Только две у нас осталось. Эта новость так грустна, Осталась белочка одна, А пока мы их считали, Белочки от нас сбежали. |
Ребенок показывает пять пальчиков. Ребенок прячет руку за спину. Ребенок показывает четыре пальчика. Ребенок прячет руку за спину. Ребенок показывает три пальчика. Ребенок прячет руку за спину. Ребенок показывает два пальчика. Ребенок прячет руку за спину. Ребенок показывает один палец. |
19 |
«Шла кукушка» Шла кукушка мимо рынка, У нее была корзинка. Вдруг корзинка на пол – бух, Полетело десять мух! |
Ребенок «идет» по столу на выпрямленных
указательном и среднем пальцах, остальные пальчики поджаты. Ребенок соединяет ладошки «ковшиком». Ребенок ударяет сомкнутыми ладошками по
коленям и разъединяет руки. Ребенок разводит руки в стороны и шевелит пальчиками. |
20 |
«Маша-хозяйка» Наша-то Маша Сметлива была, Всем она в доме Работу нашла. Мисочку собачка Моет язычком, Мышка подбирает Крошки под столом, Кошка под окошком Когтями скребет, Курочка в сережках Избушку метет. |
Ребенок на каждую строчку хлопает в ладоши:
то правая, то левая рука сверху. Большой палец правой руки ребенка оттопырен –
«ухо», указательный согнут, остальные выпрямлены. «Собачка» наклоняется к
«миске» — округленной левой рукой, «моет» ее (движения мизинца в сторону и
обратно.) Согнутые мизинец и указательный палец правой
руки ребенка – «ушки», сомкнутые и прогнутые средний, безымянный и большой –
«мордочка». «Мышка» пощипывает выпрямленную левую ладонь. Пальцы правой руки ребенка собраны, как при
фигуре «мышка», но пальцы, которые изображают мордочку, не прогнуты, а
округлены. Пальцы правой руки скребут ладонь левой. Правая рука ребенка «подметает» выпрямленную левую. |
21 |
«Домик гномика» Под грибком – шалашик-домик, Там живет веселый гномик. Мы тихонько постучим, В колокольчик позвоним, Двери нам откроет гномик, Станет звать в шалашик-домик. В домике дощатый пол, А на нем дубовый пол, Рядом стул с высокой спинкой, На столе – тарелка с вилкой. И блины горой стоят – Угощенье для ребят! |
Ребенок соединяет ладошки шалашиком. Ребенок стучит кулачком левой руки о ладошку
правой. Ладони обеих рук ребенка обращены вниз,
пальцы скрещены; средний пальчик правой руки опущен вниз и слегка качается. Ребенок опускает ладони вниз, ребром прижатые
друг к другу. Левая рука ребенка сжата в кулак, сверху на
кулак опускается ладонь правой руки. Ребенок направляет левую ладонь вертикально
вверх, к ее нижней части приставляет кулачок правой руки. Ладонь левой руки ребенка лежит на коленях и направлена вверх, правая
рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены
и слегка разведены в стороны, а большой палец прижат к ладони. |
22 |
«Упрямые козлики» Как-то раз к кому-то в гости Шел козленок через мостик, А навстречу шел другой, Возвращался он домой. Два рогатых глупых братца Стали на мосту бодаться, не желая уступить И другого пропустить. Долго козлики сражались, Разбегались и толкались. Вдруг с разбега лбами – бух! И с моста в водичку – плюх! |
Ребенок большими пальчиками прижимает к
ладошке средние и безымянные. Ребенок держит кисти рук горизонтально и
медленно сближает руки. На каждую строчку ребенок соединяет руки. Ребенок хлопает в ладоши. Ребенок роняет руки на колени. |
23 |
«Толстые поросятки» Двое толстых поросят За воротами стоят. Поросята эти ждут, Что им кушать принесут. Двое толстых поросят Снизу в щелочку глядят. Бегают туда-сюда: «Где же вкусная еда?» Двое толстых поросят В дверь копытцами стучат. Вдруг открылась эта дверь: «Можно выбежать теперь!» Двое толстых поросят Громко, радостно визжат: «Вот корыто, да, да, да, А в нем вкусная еда!» |
Ребенок ставит ладошки ребром на стол, как
«закрытые ворота», большие пальчики подняты. Ребенок просовывает большие пальцы между
мизинцами и безымянными. Ребенок сгибает и разгибает большие пальчики. Ребенок стучит большими пальчиками по
ладошкам. Ребенок немножко раскрывает ладошки, не
отрывая при этом их от стола. Ребенок складывает ладошки как корытце и шевелит большими пальчиками. |
24 |
«Иголка и наперсток» Вышивает, шьет иголка. Пальцу колко, пальцу больно, А наперсток В тот же миг К (имя ребенка) на пальчик Прыг! Говорит иголке: - Шей! А колоться ты не смей. |
Левая ладонь ребенка раскрыта, в правой руке
– воображаемая иголка; иголка шьет и задевает указательный пальчик на левой
руке. Правой рукой выполнить такое движение, как
будто надеваете на указательный палец левой руки наперсток. Левая ладошка ребенка раскрыта, в правой руке
– воображаемая иголка, ребенок шьет. Ребенок грозит пальчиком левой руки. |
25 |
«Кот-повар» Падал снег на порог, Кот испек себе пирог, А пока лепил и пек, Ручейком пирог утек. Пирожки себе пеки Не из снега, а муки. |
Ребенок поднимает руки вверх, а затем
медленно опускает ладошки на стол. Ребенок изображает лепку пирога. Ребенок «бежит» пальчиками обеих рук по
столу. Ребенок вновь изображает лепку пирога. |
26 |
«Пять грибов» Топ-топ – пять шагов, В туесочке пять грибов. Мухомор – он красный, Но этот гриб опасный, А второй – лисичка – рыжая косичка, Третий гриб – волнушка – розовое ушко, А четвертый гриб – сморчок, Бородатый старичок. Пятый гриб – белый, Кушай его смело. |
Ребенок «шагает» пальчиками по столу. Ребенок переплетает пальчики обеих рук – это
туесок, большие пальчики ребенок соединяет вместе – ручка. На каждую строчку стихотворения ребенок загибает по одному пальчику,
начиная с мизинца. |
27 |
«Ветер, ветер, ветерок» Ветер по лесу гулял, Ветер листики считал: Вот – дубовый, Вот – кленовый, Вот – рябиновый, резной, Вот – с березки, золотой. Вот – последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. |
Ребенок выполняет ладошками плавные
волнообразные движения. Ребенок загибает по одному пальчику, начиная
с большого. Ребенок поднимает руки вверх, а затем плавно опускает ладошки на стол
или колени. |
28 |
«Мышонок» Сел мышонок на масленок, А масленок – липкий гриб, Посидел на нем мышонок И прилип, прилип, прилип. |
Ребенок ладонью левой руки накрывает кулачок
правой. Ребенок вращает кулачком правой руки. Ребенок трет ладонью левой руки по кулачку
правой. Ребенок «отрывает» левую ладошку от кулачка, а она «держится». |
29 |
«Считалка» Сколько пальчиков у нас? Посчитаем? - Это – раз! Загибаем? - Это – два! Продолжаем? - Три, четыре… Где же пятый? - Вот, смотрите! Продолжаем на другой: Вот шестой, седьмой, восьмой… Пиф-паф-ой-ой-ой! Да, девятый он такой! Сколько пальчиков всего? - Ровно десять! О-го-го!!! |
Ребенок сгибает руки в локтях, растопыривает
пальчики и крутит кистями рук в разные стороны. Ребенок загибает левой рукой пальчики на
правой руке. На пятый пальчик большой палей поднимает вверх. Ребенок продолжает загибать пальчики на
другой руке, начиная с мизинца. Когда ребенок загнет восьмой палец, у него
получится «пистолет», из которого он стреляет. Ребенок сгибает руки в локтях, растопыривает пальчики и крутит кистями
рук в разные стороны. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий